История воздухоплавания
Парашютный спорт → История парашютизма → История воздухоплавания
Обычно началом эпохи воздухоплавания считают запуск воздушного шара братьями Монгольфье. Однако согласно некоторым историческим данным люди начали покорять небо намного раньше. Существуют косвенные доказательства, что еще в Древнем мире инки пытались совершить подобный полет.
В 1766 ученый Кавендиш открыл «флогистон», который позже был назван химиком Лавуазье водородом. Особенность водорода заключается в том, что он в 14 раз легче воздуха. Поэтому многие изобретатели пытались наполнять водородом мешки, чтобы запустить их в воздух. Однако водород лишь просачивался сквозь бумагу или ткань, которые сами по себе были слишком тяжелыми для подъема. Тогда в конце 18 века братья Монгольфье - Жозеф Мишель и Жак Этьен решили использовать вместо водорода дым, возникающий при сжигании шерсти с мокрой соломой. Их эксперимент оказался удачным, и уже в 1783 году ученые провели первый публичный эксперимент по запуску большого шара, который наполняясь дымом, смог продержаться в воздухе около 10 минут.
Результаты об эксперименте были немедленно отправлены в Парижскую Академию наук, где физик Жан Александр Шарль, не знакомый ни с конструкцией шара Монгольфье, ни с газ, который они использовали, тоже взялся за проект создания воздушного шара. Он создал свою модель аэростата, в которой для подъема использовался водород. Для того чтобы ткань шара не пропускала газ, ученый выбрал в качестве материала для шара шелк, пропитанный каучуком. В итоге устройство представляло собой шар диаметром 3 с половиной метра, который внизу оканчивался шлангом с клапаном, через который в шар поступал водород. Для получения водорода ученый использовал бочку, наполненную железными опилками и водой, в которую в одно отверстие поступала серная кислота, а из другого отверстия выходил водород, полученный во время реакции. Бочку соединили трубкой с шаром, и спустя четыре дня шар полностью был наполнен. Запуск шара состоялся в 1783 года: шару удалось подняться выше облаков, где на высоте около 1 км он лопнул от расширившегося водорода.
Тем временем братья Монгольфье строили новый парашют, на котором они хотели запустить в воздух животных. В том же 1783 году в Версале воздушный шар взмыл в воздух вместе с ивовой корзиной, где находились баран, утка и петух (шар благополучно приземлился на землю через 10 минут).
Первым человеком, который поднялся в воздух на воздушном шаре, стал Пилатр де Розье (в конце 1783 года), который помогал братьям Монгольфье в конструировании второго воздушного шара. Розье поднялся на шаре диаметром в 15 м, находясь в сконструированной галерее из ивовых прутьев. При этом у него была возможность поддерживать огонь, используя запас соломы (для этого под нижним отверстием шара висела на цепях решетчатая жаровня). Розье поднялся на воздушном шаре на высоту около 1 км и удачно приземлился через 25 минут в пригороде Парижа, пролетев над городом 8 км.
Через 9 дней после запуска шара с Розье Жан Александр Шарль поднялся на своем воздушном шаре, наполненном водородом. Ученому и его напарнику удалось продержаться в воздухе два с четвертью часа на высоте 400 м (при этом они смогли пролететь расстояние в 40 км). Аэростат Шарля стал прототипом современных воздущных шаров. В верхней части шара был предусмотрен клапан, через который можно было выпустить часть газа и снизиться, а к корзине были привязаны мешки с песком (при высыпании песка парашют поднимался).Шарль также придумал воздушный якорь, с помощью которого воздушный шар можно было остановить и закрепить.
Автор: Юлия Галетич
Дата публикации: 14.12.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена
При использовании данного текста или любой его части, ссылка
Все о парашютах и парашютном спорте обязательна!
<a href="https://www.parachutist.ru" target=_blank> Все о парашютах и парашютном спорте </a>
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.