Первые парашюты для летчиков
Парашютный спорт → История парашютизма → Первые парашюты для летчиков
Для стремительно развивающейся авиации остро встал вопрос о модернизации средств спасения авиаторов. Тяжелые и громоздкие парашюты для воздушных шаров были малонадежными в случае аварийных ситуаций в самолетах. В 1910 г. Вассер разработал проект авиационного парашюта в виде большого зонта со спицами. В полете «Зонт Вассера» в сложенном состоянии должен был лежать позади летчика на фюзеляже. При аварии, раскрывшись, он выдернул бы его вместе с сиденьем из самолета. Испытания с манекеном прошли успешно, но парашют натурального размера не был построен, т.к. оказался слишком громоздким.
В Европе в эти годы велись эксперименты по созданию спасательных средств весьма оригинальных конструкций. Начиная от пружинной корзины и заканчивая парашютом в виде плаща. Все испытания заканчивались трагически. В 1912 г. французский портной Ф.Рейхельт разбился насмерть, спрыгнув с площадки Эйфелевой башни, испытывая свой плащ-парашют.
В 1910-1914 гг. велись работы по созданию парашюта французами Эрве и Орс. Он был сшит из трех разных материалов: средняя часть купола из тяжелого, у полюсного отверстия - более легкая ткань, а остальная часть парашюта из легкой прорезиненной материи. Испытания с манекеном в Париже прошли удачно. Но при полете пришлось поместить парашют под самолетом, так как он был слишком велик. Орс сам испытывал свои парашюты, прыгая с кресла, прикрепленного между колесами аэроплана.
В конце 1910 г. во Франции на конкурс конструктором Бонне был представлен парашют, который помещался в футляре на флюзеляже самолета и соединялся с пилотом веревкой (подобно зонту Вассера). Перед прыжком он дергал ее, футляр раскрывался, от воздушного потока парашют расправлялся и выдергивал летчика из кабины. В 1912 году летчиками А.Берри и Пегу были проведены успешные испытания парашюта Бонне, но широкого использования эта модель не получила, так как была неудобна и опасна. В экстримальных ситуациях (пожар, штопор) при раскрытии парашют мог зацепиться за детали самолета и летчик бы погиб.
В 1911-1912 гг. над созданием надежного авиационного парашюта работал изобретатель Г.Е. Котельников. Он попытался зарегистрировать свое изобретение - ранцевый парашют свободного действия в России, однако, военное ведомство не проявило интереса. Парашют имел круглую форму, помещался в металлический ранец, крепился на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали парашют в воздушный поток, после того как пилот выдергивал вытяжное кольцо. Модернизированная конструкция парашюта Котельникова применяется до сих пор.
В Германии в 1913 г. авиационный инженер Отто Хенике создал подобный парашют, а в Англии с принудительным раскрытием выпускались парашюты конструкции Кальтрапа. В годы Первой мировой войны самым надежным считался парашют, созданный во Франции в 1915 г. известным в то время аэронавтом Жоржем Жюкмесом. Он был устроен довольно просто. Купол и стропы его укладывали в брезентовый чехол, который закрывали крышкой и подвешивали к корзине аэростата. От парашюта в корзину тянулась веревка, которая прикреплялась к ремням, надетым на летчике. В случае опасности пилоту необходимо было выпрыгнуть из корзины, под тяжестью собственного веса сорвать крышку чехла и вытащить сложенный парашют. Через несколько секунд в потоке воздуха купол парашюта раскрывался.
Однако широкого применения во время Первой мировой войны парашюты не имели, и только в конце 1916 г. летчики стали их применять, хотя относились к ним с недоверием и были вынуждены их использовать только в критических ситуациях как последний шанс выжить.
Автор: Юлия Галетич
Дата публикации: 14.12.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена
При использовании данного текста или любой его части, ссылка
Все о парашютах и парашютном спорте обязательна!
<a href="https://www.parachutist.ru" target=_blank> Все о парашютах и парашютном спорте </a>
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.